По миру пружинисто шагает финансовый кризис. Уж никто не обзывает его «рецессией». Доллар неспешно, но упорно ползет вверх. Хотя, говорят, недолго ему ползти. Может, на всю заначку накупить китайских юаней, запихать их в банку вместо помидоров и задвинуть в чулан до лучших времен? Тем, у кого нет банки с юанями, а есть долларовые кредиты, еще хуже. Центробанк сообщает, что наши граждане задолжали банкирам больше трех триллионов рублей. В ряды скорбных заемщиков затесалась и автор этих строк. Я должна Сбербанку восемь тысяч долларов. Вроде пустяк по сравнению с ипотекой, но за последнюю неделю мой долг вместе с курсом «зеленого» растолстел на 10 тысяч рублей. И до чего он там дотолстеет, шут его знает. В газетах пишут разное. Одни советуют вкладывать в отпуск на Мальдивах и зубные коронки, другие - в евро. А как быть должникам, непонятно. «СМИ что-то недоговаривают», - психует публика и скупает баксы. Но нашлись-таки люди, которые готовы растолковать нам смысл кризиса по-честному. И подать здравые советы. Причем за сущие копейки. Я узнала об этих спасителях случайно. В магазине. И решила немедленно припасть к этому источнику знаний.
Аншлаг в детсаду
«Тренинг «До и после кризиса. Советы миллионера» - вот такое объявление, крат-кое, как афоризм Сократа, украшало одну из брошюр, которые обильно рассыпают в крупных торговых центрах. Далее сообщалось, что всего за 1000 рублей в течение трех часов меня обучат таким фокусам, которые не всякий главбух знает. Например, я смогу «по действиям власти» определять перспективы кризиса и, когда все будут терпеть убытки, окажусь «в числе победителей». Интересно, в числе победителей - это где? Если в компании героев «Форбса», то я не против.
В комнатку детского садика будущих «победителей кризиса» набилось, как в утренний автобус. Было поздно и холодно. И в Новых Черемушках. Но на входе шуршала бабками крепкая очередь. Две утлые вешалки трещали под напором одежды.
Стульев хватило на всех. Видимо, хозяева оазиса знаний к аншлагам привычные. «86 человек...» - удивленно шепнул кто-то сбоку. «...И тысяч рублей», - мысленно поправила его я.
Два по цене одного
Зато миллионеров нам предоставили целых двух, причем обаятельных - хоть в сериалах снимай. Невысокий полный Борис и длинный стройный Дмитрий. Дмитрий занимался науками в Гарварде, пережил в Америке какой-то «силиконовый пузырь», на котором люди потеряли кучу денег. Теперь приехал в Россию, где получает «зарплату американского топ-менеджера». Борис - владелец нескольких компаний, в частности, вот этого прекрасного центра. «Он тоже прочел много книжек» и делится с народом знаниями каждую неделю. В общем, он мог бы больше ничего не рассказывать, кроме этой последней фразы. Если он срубает под сотню тыщ за вечер, то давно миллионер. Но зачем это все Дмитрию? Сидел бы со своей американской зарплатой дома, в тепле, жена небось красавица - вон какое кольцо толстое на пальце. Нет, занесли его бесы в эти Новые Черемушки... Видать, совсем плохо дело в стране, раз топ-менеджеры на тренингах калымят.
Они улыбались приветливо и печально, словно похоронные агенты.
Борис патетически вступил, разведя руками:
- За что! За что обрушился на нас кризис? Мы же ничего плохого не сделали! Наверняка многие из вас задавали себе этот вопрос. Но кризис - естественный процесс. Расплата за годы экономического роста. Мы живем лучше, чем короли 200 лет назад! Канализация! Машины! Разделение труда! Зато у них деньги были из золота. Вот почему тогда не было кризисов! А теперь деньги - бумага...
Ишь ты. С королей начал. И вопрос какой-то риторический. У меня другой вопрос: с инфляцией-то чего? Но Борис не спешил с ответом. Он предложил нам встать со стульев и расспросить друг друга о разрушительном влиянии кризиса на наши жизни. Я собрала небольшую группку. У Насти родители не могут получить свой вклад в банке, Олег потерял работу, Елене до небес задрали арендную плату. Еще несколько человек взяли ипотечные кредиты. Когда я простодушно рассказала про мои восемь тысяч, собеседники, еле скрывая презрение, пошли искать более солидные жертвы кризиса. Мне стало как-то неловко за такие грошовые издержки.
Чего боимся?
Тренеры подытожили наши беды: половина народа, как и я, боится инфляции. Потом - рыночного спада. Треть боится, что их уволят или снизят зарплату. Еще четверть нахапала ПИФов и не знает, что с этим добром делать.
- Хм, странно: всего один банк по депозитам не выплачивает, - задумчиво оценили тренеры проблему Насти, - мы думали, дефолтов больше.
«Пузырь» лопнул
Чтобы мы острее осознали, что такое «пузыри», нам предлагают сыграть в биржу. Кто наторгует самый крупный капитал, получит 50-процентную скидку на все тренинги. Людская волна набежала на стол с резаными бумажками-«долларами» и игральными картами-«акциями». «Если кому не хватило, пусть с вами поделятся товарищи», - велели тренеры. Мне не хватило, но «товарищи» бросились от меня врассыпную, как от холерной. На «торгах» цену карты вздули до 550 «баксов». Самые богатые приготовились получить купоны на скидку. Тренеры хитро прищурились: «А у кого-нибудь здесь есть настоящие деньги? Не вот эти все бумажки, а ДЕНЬГИ». Повисла пауза. «Двадцать тысяч рублей», - растерянно молвила какая-то дама.
- Ага! - взвыли над толпой тренеры. - Вот мы вам и показали, как лопаются рыночные «пузыри». То есть вы, как и вся биржа, играли в бумажки, которые стали ничем при появлении реальных денег!
У меня в душе зрело раздражение. Время - одиннадцатый час. Ехать на другой конец города. Как там короли без сортиров маялись, мне по фигу. Я не хочу играть в «пузыри»! Я хочу знать одну простую вещь: что будет-то? И вообще как стать победителем? Обещали ведь.
Без лоха жизнь плоха
Наконец на четвертом часу прений тренеры снизошли до наших мелочных проблем - рабочих мест, курса валют и цен на жилье. Успокоили, что в очереди за супом мы простоим недолго. Правда, сколько - неизвестно. Жилье в цене упадет сильно, но когда - тоже загадка.
- Если вы крепкий профессионал и занимаетесь своим делом, увольнение вам не грозит. Кризисы приходят и уходят. Побеждает самый спокойный и активный, - вновь «открыли Америку» тренеры.
- А с рублем-то чего? - подали слабый голос из публики.
- А никто не знает, будет инфляция или нет. И в какой валюте. Даже гендиректор «Тройка диалог» не знает! Если в Кемерове банк обанкротится, то рубль будет падать, если в Цинцинатти - то доллар.
Напоследок тренеры посоветовали держать деньги в наличности и посильнее тратить. К примеру, на свое образование. У Бориса как раз намечается тренинг «Деньги и секс». Вот на него можно потратить. Или на тренинг «Экономика» - тоже сейчас полезная вещь.
Какая свежая мысль! Я огляделась по сторонам. Судя по лицам, никто не разделял моего сарказма. Публика стала наперебой делиться, как они прекрасно провели время. Нового ничего не узнал, зато посидели хорошо - к этому сводился общий смысл.
Почти в час ночи я шла по улице Гарибальди, прикидывала, сколько смогу заработать, ежели, допустим, на эту тысячу вместо тренинга куплю деловых газет и журналов, пару учебников... Я журналист крупной газеты. МГУ окончила. Не Гарвард, конечно, но буду брать недорого. Допустим, не по тыще, а по пятьсот. А тренинг назову как-нибудь так простенько - «Кризис и секс», зачем выдумывать? Расскажу про чумазых королей, про Великую депрессию, про суп и про Мэри Пикфорд. Какая разница, чего рассказывать? Главное, напугать всех до смерти. Чтоб зауважали. А потом скажу: а пес его знает, как все будет-то. «Тройка диалог» не знает, а мы люди маленькие. Скромненько и гениальненько.
...Всю ночь мне снился толстый банкир с бородой, который шарил у меня под матрасом в поисках заначки. Хорошо, что у меня ее нет! Между прочим, следующий аттракцион у Бориса с Дмитрием 6 ноября. Что-то мне подсказывает: народу придет больше, чем 86 человек.
Автор Дарья Завгородняя. Оригинал статьи здесь
0 коммент.:
Отправить комментарий